Барбоска
20 ноября 2008 18:24
Барбоска, 15 лет 8 месяцев

"Дневник" Владимира Дурова

Отрывок из первой части "Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессиро-ванными по моему методу (40-летний опыт)".

...Теперь приведу несколько примеров, показывающих, как жестикуляция, подкрепляе-мая вкусопоощрением и интонировкой, наталкивает животное на нужные действие.

Первый пример: собака.

Допустим, вы хотите приучить собаку садиться при слове: «садись».
Как уже говорилось выше, животное не должно быть голодным, но и нельзя брать его вполне сытым, ибо в этом случае вкусопоощрение перестало бы действовать. Мы берем со-баку полусытою.

Вы окликаете ее: «Трезор»! При этом оклике уши ее поднимаются. Собака вопроси-тельно смотрит на вас. Вы ласково повторяете «Трезор, иси»; она, не спеша, встает и подхо-дит к вам с немного опущенной головой, готовой к вашему поглаживанию, но, не видя и не чувствуя поглаживания, собака вопросительно смотрит вам в глаза и ждет... Вы берете кусок мяса, собака внимательно следит за движением вашей руки; вы держите – мясо немного вы-ше головы собаки, вертикально, так, чтобы голова ее была загнута (немного назад, на туло-вище, собака невольно садится), ей так удобнее смотреть на мясо. Когда она опускает зад, вы, не спуская с нее глаз, говорите: «Садись, садись, Трезор, садись»! Зад коснулся пола. Со-бака села и тотчас получает мясо. Ласковое поглаживание по голове довершает действие; вы опять, не спеша, берете другой кусок мяса. Собака съела, встала и опять смотрит за вашей рукой. Опять прежнее движение со словом: «садись». Собака умильно, помахивая хвостом, смотрит то на мясо, то в ваши глаза. Мозг ее спокойно работает. Она шевелит ушами, когда слышит одно и то же слово «садись... садись»... несколько десятков раз.

Движение руки с мясом, положение ее головы, неприятное ощущение в шее опять за-ставляют опустить зад, и тотчас же она получает мясо и слышит слово: «браво». Так надо повторять несколько раз, и если в это время вам никто не помешает, т.-е. не будет отвлекать внимание собаки, то Трезор при слове: «садись» быстро и охотно сядет, ожидая лакомства и ласки.

Необходимо произносить слово с одной и той же интонацией. А затем это становится ненужным, собака будет воспринимать слово, как таковое, сознательно и навсегда. Память у животных удивительная, в особенности слуховая.

Второй пример: морская свинка.

Как можно движением руки и дыханием выдрессировать свинку, т.-е. заставить ее по команде «перевернись» быстро перевертываться вокруг себя на одном месте, затем при слове «вальсе» заставить долго вертеться вокруг себя под музыку, как бы вальсировать и по приказу «целуй меня» прикасаться своей мордочкой к вашим губам?

Предварительно прирученная лаской и кормом к руке, морская свинка сажается на осо-бо приготовленный для нее пьедестал Вы берете морковку и даете свинке отгрызть хвостик ее. Вы не отнимаете морковки до тех пор, пока она жует, и держите зелень так, чтобы свинка все время видела ее перед собой. Как только свинка проглотит «жалованье» и потя-нется к сладкой морковке опять, вы тотчас же начинаете двигать морковкой направо мимо носа, кругом свинки, как бы приглашая ее следовать за морковкой, т.-е. заставляете этим движением свинку перевернуться вокруг себя. Если свинка, переворачиваясь, на полдороге останавливается, то вы не даете ей награды. И только тогда свинка получает возможность откусить морковку, когда перевернется на своем месте вокруг себя один раз. Вы, не зевая, тотчас же суете ей морковку в рот, при этом говорите слово «перевернись», делая усиленное ударение на первом слоге, т.-е. на «пе», но так, чтобы воздух от произнесенного вами «пе» попадал на свинку.

Вы, наверное, знаете одну из шалостей детей с горящей свечей: мальчик балуясь, при-ближает свой рот к пламени свечи, приблизительно на четверть и громко произносит, с осо-бым выдыханием, слово «поп» – чем и тушит свечу.
Так вот, так же каждый раз, при движениях вправо перед носиком свинки руки с мор-ковкой, надо говорить «пе-ревернись». Сначала морковка медленно ведет свинку за собой, затем все быстрее и быстрее двигается рука вокруг свинки, а затем только быстрое движение делается вправо морковкой. Свинка, думая, что морковка по-прежнему делает круг, перево-рачивается и тотчас же получает награду. Затем, привыкнув несколько раз получать при од-нородном движении подачку, свинка, услыхав интонированный звук с знакомым дуновени-ем, тотчас же перевертывается, дабы получить награду.

Свинка настолько привыкает полу-чать при перевертывании свое лакомство, что даже, не видя быстрого движения вправо, не (!!! пропущены 2 слова !!!) и не чувствуя дуновения сама по себе вертится, несколько спеша как бы навертеть себе пищу. Предположим, вам в настоящую минуту не нужно, чтобы она вертелась. Вы в этом случае, кладете к ней морковку позволяя жевать столько времени, сколько вам надо. Морковка лежит перед ней свинка отгрызает своими острыми резцами по маленькому кусочку и быстро жует. Время демонстрировать. Вы берете с пьедестала мор-ковку и произносите «перевернись». Она тотчас же перевертывается. Вы говорите еще раз «перевернись»; она исполняет.

Теперь вы платите ей морковкой, давая один раз откусить. Наконец, командуете «вальсе», и свинка, не видя движения вправо и не чувствуя дуновения, вертится вокруг себя до тех пор, пока вы не остановите ее морковкой. Теперь приказ – «по-целуй меня». При этом вы приближаете ваше лицо как можно ближе к пьедесталу, держа губами кусочек, заранее откусанный вами, морковки (понятно, это только на репетиции). Свинка лезет к вашим губам, так же как и к руке, за пищей. Вы громко чмокаете губами, как бы поцеловались со свинкой. Номер готов.
Еще один прием выделяется мною из всего большого количества приемов жестикуля-ции. Я называю его повадка, или повадкоприманка. Он состоит в том, что с приманкой в руках я веду животное в нужном мне направлении, и не только движениями руки, но и всего моего тела.

С повадко-приманкой надо быть очень осторожным, т.-е. предположим, в начале надо животное выучить выходить из своей клетки и следовать за вами. При этом берется в руку любимое лакомство данного животного и этой приманкой вы ведете животное за собой. Животное получает из вашей руки лакомство, сначала трусливо, а потом, свыкаясь, смелее тянется за приманкой и следует осторожно за вами. Если в вас нет нервного чутья и вы вовремя не дадите приманку, то животное будет реагировать иначе на вашу повадко-приманку и ни за что не пойдет за вами, не только в данный момент, но и надолго после, животное не будет обращать внимания на вашу протянутую руку с лакомством и будет считать ваш обман за постоянное действие, т.-е. не получив вовремя несколько раз из вашей руки награду, оно будет думать, что это уже будет происходить всегда и что не стоит обращать внимания на корм, так как при его, животного, приближении к корму, он будет вечно удаляться: «я, мол, только вижу а не получаю».

Повторяю, что с повадко-приманкой нужно быть очень осторожным. С маленькими животными приходится иногда удерживать даже свое дыхание.
Каждое нужное вам движение животного вами подчеркивается, как бы ловится, и во время, интонировкой, жестикуляцией, или вкусопоощрением закрепляется в его сознании.

При моем способе, в связи с вышепоименованными действиями, при условии уравно-вешенного состояния психики животного, в изолированном, от внешнего шума, помещении можно достигать высокого единения психики человека и животного.

Борьба с инстинктом.

В приведенных случаях нам пришлось решать простейшие задачи. Гораздо сложнее об-стоит дело, когда приходится натыкаться на сопротивление инстинкта.
Одним из основных инстинктов жизни является инстинкт нападения, храбрости и, до-полняющий его, противоположный инстинкт бегства, трусости. Эти инстинкты часто явля-ются большой помехой для дрессировки и очень важно уметь подавлять их.
Мне удалось справиться с этой задачей. Опишу, как я этого достиг.

Прежде всего, всмотримся внимательнее в условия проявления этих инстинктов и вот мы, в конце концов, подметим такой закон:

Все, удаляющееся от животного, заставляет следовать за собой, преследовать, нападать. И, наоборот, все приближающееся к животному, заставляет его отходить, удаляться, бежать.

Примеры: лай собаки на проезжающую телегу. Проезжая по деревне, вам, наверное, приходилось видеть, как за вами вслед бросаются с лаем собаки и провожают вас далеко по дороге, захлебываясь от злости. Все быстро удаляющееся: бегущая лошадь, вертящееся ко-лесо, больше интересует и раздражает собаку, чем вы, сидящий в экипаже.

Вы входите в чужую калитку во двор. Собака бросается с лаем к вам навстречу и, если вы испугаетесь, вздрогнете и отступите, будьте уверены, что собака храбро бросится на вас и даже может укусить. Бывали случаи, когда человек, входящий в чужой двор, храбро идет навстречу собаке и вдруг, едва заметно для самого себя, вздрогнет, собака как-то своим нутром чувствует это и смело бросается на него, но если вы, не меняя положения, спокойно, равномерно, двигаетесь навстречу собаке и идете вперед, как бы не замечая ее, то собака тотчас же останавливается, хотя и продолжает лаять, но уже с другой интонацией. Она пропускает вас, идущего прямо на нее и поджав хвост, доругиваясь, отходит прочь.

Еще примеры:

Кошка бросается на убегающую мышь. Вспомните дубельнский случай с медведем, ко-гда мне пришлось вывести с арены разъяренного медведя, обращая его гнев на меня, или случай с ланинским ульмским догом.

Этим законом я пользуюсь, когда нужно, для подавления инстинкта, искусственно из-вращая естественные условия. Обычно убегающее от животного, я заставлял приближаться к нему и наоборот. И в результате реакции животного оказываются иными. Так, если взять искусственного механического мышонка и заставить его бежать от кошки – кошка будет нападать и погонится за ним. Наоборот, если заставить мышонка бежать к кошке – кошка сама обратится в бегство.
То же можно наблюдать, просто играя с котенком бумажкой, привязанной на ниточку. Когда бумажка удаляется от котенка, он бросается на нее.
Если тянуть за ниточку бумажку по направлению к котенку, он убегает в сторону и часто не желает больше играть.

По словам Моргана, «новорожденные птенцы инстинктивно хватают червя не потому, что это червь, а потому, что это маленький, движущийся предмет. Ибо, если двигать пищу перед новорожденными птенцами, они скорее обратят на нее внимание». Я добавляю: если пищу двигать к птенцу, он не будет хватать ее. Пусть червяк поползет к новорожденному птенцу, и малыш попятится от него назад. Если вы будете двигать пищу к птенцу, то он не будет ее есть, и наоборот, движения от него заставят после первого обращения на нее внима-ния, преследовать и желать схватить ее.
Животное обманывается. Совершает поступки, противоположные тем, которые оно нормально совершило бы под влиянием инстинкта. Этот метод я назову методом обмано-инстинкта. В частности, случай, когда, обманывая инстинкт трусости, я заставляю трусливое животное переходить в наступление, я называю трусообманом. Повторение создает привычку. И нужное мне действие, противоречащее инстинкту, закрепляется в психике животного.

Инстинкт в результате подавлен.
Вышеописанный мною способ обычной механической дрессировки, когда маленьких детенышей хищников бьют с раннего детства и приучают на всю жизнь панически бояться маленького хлыстика, относится собственно к этому приему обмана инстинкта.
Закон преследования, нападения и т. п. берет свое начало, по моему мнению, от мими-ческих движений: у человека от призывного движения к себе рукой. У животных же, как то: у собак, обезьян и других существует это же призывное движение выражающее желание – «поди сюда» – приглашение следовать за собой всем своим туловищем, что мы видим часто, напр., у собак, просящих отворить дверь.
Собака, подбегающая к вам и обратно, как бы сама собой, зовет вас к двери Обезьяна, сидящая в клетке, отскакивает в глубь как бы, приглашая вас своим движением, приблизить-ся ближе к дверце клетки и ее открыть (смотри мои наблюдения за Гашкой, глава: выраже-ние ощущений у животных).
Все эти движения, родственные моему приему в дрессировке, повадке-приманке, в дальнейшем переходят в инстинкт преследования и нападения.

Уже при вкусопоощрении многих животных – отдергивание руки с пищей заставляет животное быстро хватать пищу вместе с рукой. Это невольное отдергивание ото рта живот-ного оживляет следы преследования и нападения. Вот почему я часто даю в таких случаях особым способом пищу. Я быстро подношу мясо к морде такой собаки, которая имеет эту привычку и, как бы насильно, всовываю в самую пасть руку с мясом.
Это грубое, резкое движение, после некоторого повторения, отучает собаку хватать пищу с рукой. Даже и при явных нападениях и укусах, эти резкие и грубые движения руки и всего тела парализуют самые укусы животного.
Собака, волк, лев и др., открыв пасть и скаля зубы, приближаются к вам с явным наме-рением нападения, моментально меняют его, когда вы вместо удаления сами приближаетесь к нему и суете свою руку в глубь пасти.

Животное, будь оно самое хищное, меняет намерение и, языком отталкивая вашу руку из своего рта, отворачивает морду в разные стороны. У редких животных я этого не замечал, например, варан, доставленный мне в мой зверинец из Закаспийского края, в диком состоя-нии хватал пищу без рассуждений, правильнее, без участия задерживающих центров.

И мне стоило громадных усилий приучить это странное, стоящее особо со своей психикой, животное к нереагированию на ползающих по нему мышей.
Все-таки кончил он свое существование печально, только благодаря отсутствию разви-тых задерживающих волевых центров. Он схватил своей мертвой хваткой за заднюю ногу лошадь. Она била его о стенку, как бьют сухой воблой о косяк двери. После такой операции варан испустил дух, и труп его с трудом был освобожден. Зубы варана, составляющие одно целое с челюстями, остались не поврежденными даже, когда мой служащий, с трудом просу-нув между зубами железный прут, гнул изо всей силы, упирая одним концом в небо.

Трудно мне приходилось еще бороться и с барсуками, которые долго хватали мясо с пальцами моей руки. Вилка помогала мне слабо. Колет себе барсук вилкой десна, язык и не-бо до крови, а все-таки продолжает хватать без разбора пищу. Только мой испытанный на-ступательный способ и привел к цели.
Приведу теперь примеры, как я систематически пользовался приемом обмана инстинк-та для достижения нужных мне действий животного.

Анастасия Kolibri.50 Бондаренко

А когда примерно уже будет сайт для кошек?

Софья  Паулова
25 ноября 2008 18:48
Софья Паулова

А почему барсука надо кормить с руки , покормить бы из тарелки и никаких проблем.

Добавление нового комментария

Вход

Регистрация | Напомнить пароль

Гав! Если вы любите собак, то давайте знакомиться.

Меня зовут Барбоска. Сразу спрошу: что вы делаете, чтобы лучше понять свою собаку?

Дыа? Ого, как много! Но знаете, а вы не пробовали писать вместе с ней дневники? На некоторое время представлять себя в её шкуре? Попробуйте. У меня уже много знакомых людей, которые таким образом стали настоящими собачьими психологами*

Завести дневник для себя и своей собаки вы сможете буквально за несколько секунд.

Добро пожаловать!