Барбоска
17 ноября 2008 11:18
Барбоска, 15 лет 8 месяцев

"Дневник" зоопсихолога Владимира Дурова

Отрывок из первой части "Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессиро-ванными по моему методу (40-летний опыт)".

Внушение 

 ...Уже четвертый раз комиссия, состоящая из докторов, профессора и представителей печати, посетила мой дом. Я пригласил всех при-сутствующих в нижний этаж. Мы, между прочим, пройдя в зимний зверинец, подошли к большой клетке, где в это время мой служащий кормил львов кониной. Лев и львица были мною приобретены 7-месячными котятами. Чудный экземпляр – африканский лев «Принц», влюбленный по уши в свою «Принцессу», мирно жил три года в своей просторной клетке, занимающей три четверти громадного сарая. «Принц» и «Принцесса», часто играя, развива-лись и росли, как говорится, не по дням, а по часам.

Присутствующие любовались величественным видом моих питомцев. С каким спокойствием и достоинством львы получали свою порцию мяса из рук находящегося с ними в клетке. Служащий не спеша вынимал из ведра сырую конину и делил между «Принцем» и «Принцессой». Львы медленно с чувством, толком и с расстановкой жевали, хрустя костями, свежую конину.

В это время редактор А. А. Суворин предложил мне произвести следующий опыт. «Попробуйте, В. Л. – сказал А. А. – внушить что-нибудь льву. Ну хоть, например, чтобы он бросился на свою львицу». Я возражал, приводя мною уже заявленные раннее доводы: внушать можно только обезволенному. «Принц» и «Принцесса» мирно живут со дня рождения. Мое воспитание было направлено на то, чтобы убить все дикие инстинкты.

Но г. Суворин настаивал, и комиссия как один присоединилась к нему. Я уверял, что ничего не выйдет. Я не знал даже, как это внушить.
Мне предложили все-таки попробовать. Процесс внушения должен быть следующий: смотря в глаза льву, я должен представить в своем воображении мясо, лежащее у передних лап «Принца»; затем последовательно вообразить, что львица подходит к воображаемому мясу и хочет у льва отнять его.

Затем производится внушение – броситься на нее. Я согласился, заранее предполагая, что ничего не выйдет. Я уставился в глаза спокойно облизывавшемуся и лежавшему около самой решетки «Принцу». «Принцесса» лениво потянулась и разлеглась, вытянув лапы. Ти-шина... В моем мозгу проходили мысли: какая досада, ничего из этого не выйдет. Я преду-преждал, что только обезволивание и особое воспитание должны вызывать восприятие моих внушений. Возьмите постороннюю собаку – да она вам и в глаза-то не будет смотреть. В то время, как в моей голове протекали эти мысли, я заметил, что лев смотрит тоже в мои глаза. Несколько секунд, и он уже тоскливо зевнул (признак нервного раздражения, встречается часто у собак и обезьян), еще раз зевнул, перевел глаза на решетку, опять повернул голову и устремил уже тревожно свой взор на меня. Тишина и напряженное внимание окружающих.

Я начал забываться, т.-е. увлекаться, мысль моя вся у «Принца». Воображение рисует только что съеденное мясо. Я вижу кусок конины у ног льва. «Принц» облизывается. Он опустил голову, не спуская с меня глаз, вниз и как будто бы дотронулся носом до воображаемого мя-са. Я ушел сам в себя, напрягая мысль. Рисую в своем воображении «Принцессу», освещен-ную светом, проникающим со двора в дверь.

Она пригнувшись крадется. Ее желтая лапа, с выпущенными когтями, приближается к мясу. Страшный рев огласил сарай. «Принц», как сумасшедший, на самом деле бросается моментально к львице. «Принц» в первый раз в своей жизни вцепился зубами в «Принцес-су», которая не осталась в долгу. Они моментально слились в один катающийся громадный клубок, решетка шаталась и гудела от ударов. Мы в страхе выскочили из сарая, взволнован-ные, горячо рассуждая; поднялись в верхний этаж в греческий зал и не переставая делились своими впечатлениями. Я был более поражен, чем посетители. Все происшедшее расстраи-вало мои логические выводы, построенные на результатах долголетних наблюдений. Когда все разошлись, я, желая скорее успокоиться, лег в постель. Через несколько минут встрево-женная прислуга доложила мне, что лев разорвал руку служащего, изранив от плеча до кис-ти. «Принц» поймал лапой через решетку проходящего мимо М. Первый раз в своей жизни «Принц» вел себя как дикарь.

Мне пришло в голову тотчас же спуститься к нему и попробовать взглядом успокоить его. При моем появлении лев ходил беспокойно взад и вперед по клетке, а «Принцесса», как только он приближался к ней, оскаливала зубы и фыркала. Я пробовал успокоить интони-ровкой, но лев как бы меня не замечал и продолжал беспокойно ходить мимо меня. Я сделал незнакомое ему раньше угрожающее движение – замахнулся на «Принца» рукой. Лев на время остановился. Глаза его скользнули только по моему лицу и он, высоко подняв голову и глядя куда-то поверх моей головы, ходил по клетке взад и вперед, – я стоял и выжидал. Но вот он со стуком лег в углу клетки. Я подошел и поймал его взгляд. «Принц» оскалил зубы и отвернулся. Я еще ближе придвинулся к нему и вторично поймал его взгляд.

Лев, открыв пасть, вскочил. Как только его глаза встречались с моими, он каждый раз поднимал свои щеки, показывал зубы и фыркал, обдавая меня горячим дыханием. Вот он все дольше и злобнее стал всматриваться в мои глаза. При моем малейшем движении в сторону, «Принц» вдруг с рычанием бросался к решетке и царапал передними лапами гладкий пол клетки. Теперь стало ясно для меня, – лев не переносил хладнокровно моего взгляда.

Отдохнув от напряжения, я переводил свой взор на «Принцессу». «Принц» начинал еще тревожнее ходить, мечась со стороны в сторону. Резкое мое движение и пристальный взгляд моментально заставили «Принца» броситься к решетке. Он быстро, стоя на одном месте, передвигал передними лапами по полу, как бы бежал ко мне. Глаза его горели зеле-ным фосфорическим светом. Теперь он уже их не отрывал от моих глаз. Лег с открытой па-стью, выпустив когти.

Но чем дальше, тем все тише и покойнее. Перестав бить по полу хвостом, «Принц» щурил глаза, как бы засыпая. Лев мягко произнес: «мияу-мияу», облизнулся и полузакрыл глаза. Я продолжаю не отрываясь глядеть на льва, мысленно ласкаю его, пальцами шевелю гриву «Принца», чешу у него за ухом и все это – мысленно. Его «мияу» как бы застряло в горле, глаза крепко закрылись на несколько секунд. Я отошел от клетки. Лев лениво, но уже более спокойно поднялся с пола и аппетитно потянулся.

Максик
17 ноября 2008 12:46
Максик, 34 года 3 месяца

Барбоска!  Вот как ты думаешь : стоит ли нервировать животных во время еды?

Вот мне никто не мешает кушать, даже кошка Алиска. Сидит рядом и терпеливо ждет пока я у тарелочки, доже если очень хочет поиграть. А я иногда хитрю и когда она меня очень достает, то подхожу к тарелочке ,будтобы есть хочу и так тихонько стою. Так вот кошка отходит и опять же терпеливо ждет , вот  ррргаф.

Барбоска
17 ноября 2008 16:46
Барбоска, 15 лет 8 месяцев

Энто же люди, они терпеливо не ждут и делают что хотят:)

Кэри
17 ноября 2008 20:40
Кэри, 17 лет 4 месяца

А мня то никто никогда нетрогает когда я ем!

Добавление нового комментария

Вход

Регистрация | Напомнить пароль

Гав! Если вы любите собак, то давайте знакомиться.

Меня зовут Барбоска. Сразу спрошу: что вы делаете, чтобы лучше понять свою собаку?

Дыа? Ого, как много! Но знаете, а вы не пробовали писать вместе с ней дневники? На некоторое время представлять себя в её шкуре? Попробуйте. У меня уже много знакомых людей, которые таким образом стали настоящими собачьими психологами*

Завести дневник для себя и своей собаки вы сможете буквально за несколько секунд.

Добро пожаловать!